Какие только социологические исследования не проводят ученые. Особенно интересные, а иногда забавные, результаты получаются, когда присутствует так званая «контрольная группа». Этот метод состоит в том, что «подопытных» делят на несколько независимых групп, одна из которых остается как бы за пределами эксперимента. Чаще всего для таких исследований приглашают студентов – народ, как известно, легкий на подъем и всегда нуждающийся в деньгах. Таким образом ученые пытаются выявить воздействие различных факторов на здоровье, восприятие окружающего мира и тому подобное.
Что подвигло на этот раз ученых провести подобный эксперимент, история умалчивает. Казалось бы, ну какое влияние может оказывать обычная жевательная резинка на восприятие климата. Если не учитывать рекламных роликов, когда эффект освежения граничит со стремительным замораживанием местного масштаба, наверное, никакого. Не тут то было.
Итак, исследователи набрали три группы людей, якобы для дегустации свойств новой жвачки. Первой группе участников дали по пластинке жевательной резинки, вызывающей чувство прохлады (с мятой), второй – ощущение тепла (с корицей), а третьей не давали вообще ничего. Последних попросили подождать, мол, их очередь еще впереди. Для чистоты эксперимента, им, естественно, не говорили о конечной цели исследования. Попросили, пока они распробуют продукт и сообщат о своих ощущениях, заполнить анкеты, чтобы не скучали лишний раз. Вопросник призван был выяснить их отношение к различным социальным проблемам, в том числе и к изменениям климата (глобальному потеплению). Затем всем сообщили, что они, если желают, могут внести свою лепту в уменьшение негативных эффектов из-за изменения климата. Для этой цели, сказали, создан новый специальный клуб. Всех попросили поделиться своим мнением – не хотят ли они записаться в этот клуб и сколько своего личного времени (часов в неделю) готовы пожертвовать на благо человечества.
Результаты оказались непредсказуемыми, а может и наоборот. Ведь что-то же заставило ученых провести такое исследование. Так вот. Немного более 30% испытуемых, которые употребляли жевательную резинку, изъявили желание записаться в «мифический» клуб и потратить 2,8 час для работы в нем. В контрольной группе потенциальных волонтеров оказалось всего 10%, да и те согласились потратить в неделю на эти дела немного более получаса (0,67 часа).